Закаливание детей в детском саду

Закаливание детей в детском саду

Обстановка, окружающая ребенка, формирует его психику, задает направление его физического и интеллектуального развития. С рождения ребенка и до первого знакомства с детским садом вся ответственность за укрепление и сохранение здоровья детей возлагается на родителей. И действия родителей зачастую идут вразрез с имеющимися у них теоретическими знаниями. Это также касается закаливания детей дошкольного возраста. Выбирая для ребенка детский сад, в котором специально занимаются закаливанием, необходимо отдавать себе отчет в том, что придется обязательно проводить процедуры в выходные дни и на отдыхе.

Закаливание в детском саду

Закаливание детей в детском саду — систематизированный процесс, который контролируется несколькими специалистами. Для закаливания детей детские сады оборудуются бассейном и душевыми комнатами. Именно водные процедуры являются основой закаливания — ведь воду легко подогреть или дать ей остыть до нужной температуры.

Способы оздоровления детей в летний и зимний период

Закаливание детей в детском саду

Лето предоставляет множество возможностей для укрепления иммунитета детей. Как правило, детские сады предлагают следующие виды закаливания и оздоровления:

  • традиционная или коррекционная утренняя гимнастика на свежем воздухе;
  • гимнастика после сна;
  • бег на свежем воздухе;
  • физкультурные общеукрепляющие упражнения;
  • активные игры;
  • туризм (пешие прогулки по маршрутам или экскурсии);
  • солнечные ванны;
  • занятия в бассейне;
  • прочие закаливающие водные процедуры.

Конечно, зимой приходится отказаться от некоторых мероприятий. Корректировка процедур происходит с учетом температуры воздуха. Например, можно заменить холодный душ обливанием ног и умыванием. Ослабленные или неподготовленные дети потребуют более щадящего режима закаливания в зимний период. Прерывать процесс закаливания нельзя. Работа по укреплению иммунитета ребенка должна вестись круглогодично.

Важность регулярности закаливающих процедур

Основной сложностью можно назвать определение индивидуальных особенностей ребенка и оптимизирование закаливания в ДОУ с учетом этих данных. Педагоги подбирают программы групповых регулярных процедур закаливания, совмещая их с игровой программой. Такая методика закаливания детей дошкольного возраста позволяет сохранить позитивный настрой и не считать оздоровление нудным и скучным занятием, которым хочется пренебречь.

Закаливание в детском саду рассчитано на системное проведение закаливающих процедур наряду с образованием, социализацией и психологическим развитием.

Контроль регулярности закаливания в ДОУ и дома

Закаливание детей в детском саду

Однако схема закаливания в детском саду может оказаться неэффективной, если ее не придерживаться и дома. Именно поэтому родителям рекомендуют вести конспект закаливания в детском саду совместно с педагогами и врачами. Таким образом, можно знать продолжительность безопасного воздействия пониженных температур и допустимую границу охлаждения или пребывания на солнце.

Табель закаливания в детском саду заводится на каждого ребенка. В табеле отмечается время, продолжительность и сила воздействия закаливающего фактора. Родители могут отслеживать качество закаливающих процедур по эмоциональному состоянию ребенка. Бодрый активный ребенок с хорошим аппетитом и отсутствием проблем со сном свидетельствуют о правильно подобранной схеме закаливания. Вялый и капризничающий ребенок свидетельствует о том, что стоит откорректировать выбранную методику под конкретного ребенка.

Закаливание разных возрастных групп

Система закаливания в ДОУ учитывает возраст детей в группе и индивидуальную подготовку каждого ребенка. Группы закаливания в детском саду формируются практически по тому же признаку, что и возрастные группы. Младшая группа — это дети 2,5–4 лет, средняя — 4–5 лет, старшая — 5–6 лет и подготовительная 6–7 лет. Иногда возрастные рамки могут сдвигаться на 0,5–1 год в зависимости от выбранного детского сада.

Несформированная нервная система ребенка приводит к недостаточно эффективной терморегуляции, а значит, организм беззащитен перед неблагоприятными факторами. Закаливание детей дошкольного возраста проходит с учетом подобных физиологических особенностей.

  • Закаливание в первой младшей группе учитывает, что у детей до 3–3,5 лет еще не окончательно сформировалась реакция на охлаждение. Нежная кожа пока не может защитить тело от излишней потери тепла — мышцы волосяных сосочков не могут сокращаться, уменьшая площадь поверхности кожи и предотвращая потерю тепла.
  • Закаливание во второй младшей группе уже учитывает, что при резком охлаждении ребенок будет покрываться «гусиной кожей». Процедуры закаливания детей младшей группы воздействием холода рассчитаны на тренировку, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы. При охлаждении она реагирует сначала резким сужением сосудов (спазмом), а после — расширением. Такая своеобразная тренировка укрепляет сосуды. При воздействии неблагоприятных факторов этот механизм реагирования является защитой от простудных заболеваний.
  • Закаливание в средней группе не сильно отличается от младшей. Здесь можно увеличить силу или продолжительность воздействия закаливающего фактора: воздуха, воды или солнца. Дети до 5 лет уже могут похвастаться развитой нервной системой, которая активно реагирует на более сильные раздражители. То же относится и к закаливанию в подготовительной группе.

Закаливание в ДОУ — это групповые процедуры, направленные на оздоровление ребенка и увеличение сопротивляемости его организма различным заболеваниям. Перед распределением детей внутри группы каждый ребенок проходит обязательный медосмотр. По его результатам, а также с учетом физического состояния детей формируются четыре группы закаливания:

  • здоровые дети, которые ранее проходили процедуры закаливания и имеют определенную «базу»;
  • здоровые дети, которые ранее не закалялись и приступают к таким процедурам впервые;
  • дети, имеющие в здоровье функциональные отклонения от общепринятой нормы;
  • дети, перенесшие длительную болезнь или имеющие хронические заболевания.

Закаливание детей дошкольного возраста начинают с минимального воздействия, постепенно увеличивая его силу и продолжительность. Даже недельный перерыв в процедурах приведет к тому, что придется начать с «чистого листа».

Хорошее настроение — обязательный спутник закаливания

Закаливающие процедуры должны проводиться только в том случае, если ребенок пребывает в хорошем настроении — страх, беспокойство или плач недопустимы. В этом случае запланированное закаливание откладывают или отменяют вовсе. Уделите время психологической подготовке ребенка и постарайтесь сделать так, чтобы закаливание сочеталось с играми и было интересно ребенку- достигнутый результат непременно окупит все затраченные усилия. Здоровый и энергичный ребенок станет лучшей наградой за работу, проделанную родителями и педагогами.

Источник

Понравилась статья, поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code