Сюжетно-ролевые игры в старшей группе

Сюжетно-ролевые игры в старшей группе

А вы играли в детском саду в «больницу» или в «дочки-матери»? Наверное, в подобные игры играли абсолютно все дети. И, уже тогда, будучи совсем маленькими, мы учились жить и общаться в социуме. Это не просто веселое времяпровождение, а очень важная составляющая формирования личности ребенка, его поведения в той или иной ситуации, умения приспосабливаться к различным жизненным ситуациям. В этой статье мы поговорим о сюжетно-ролевых играх для детей старшей группы детского сада и о том, какую пользу они несут.

Теоретические аспекты организации сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада

Сюжетно — ролевая игра – это социальной практикой для ребенка. Поэтому очень важно использование таких игр для развития дошкольника. Целью ролевых игр для детей 5 – 6 летнего возраста является обучение самостоятельности, проявления инициативы, выявление творческих способностей, развитие доброжелательного отношения к окружающим, умения взаимодействовать со сверстниками, договариваться, разрешать конфликтные ситуации без помощи взрослых.

В процессе достижения целей решаются следующие задачи:

  1. Развивается интерес к профессиям.
  2. Ребенок приобщается к взрослому миру.
  3. Формируются коммуникативные навыки.
  4. Развивается речь, обогащается словарный запас.
  5. Расширяется кругозор, приобретаются специфические знания.

Сущность сюжетно-ролевой игры – какая-либо выдуманная ситуация, в которой ребенок берет на себя роль взрослого человека. Дети сами способны создавать игру.

Для старшей группы детского сада характерны длительные сюжетно-ролевые игры, которые тянутся неделями, а иногда и месяцами. В такой игре у ребенка быстрее развиваются навыки коллективной жизни, растет самостоятельность. Дети вживаются в роль и чувствуют себя в ней, даже когда не играют. В таких ситуациях на ребенка легко воздействовать через любимый персонаж. Подобные игры становятся наиболее эффективной формой организации интересной жизни дошкольников в старших группах детского сада.
Сюжетно-ролевые игры в старшей группе

Выбор сюжетно-ролевой игры воспитателем зависит от поставленной цели. Разрабатывая план игры, важно как можно больше насытить его игровым содержанием, чтобы увлечь детей.

Проведение сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада

Организация сюжетно-ролевой игры проходит в несколько этапов.

  1. Первый этап. Подготовка. Воспитатель, с целью обогащения впечатлениями, проводит тематические занятия, экскурсии или прогулки.
  2. Второй этап считается основным. В него включается начало игры и ее ход. Так как подобные игры не требуют особого предварительного планирования и жесткого следование правилам, а главной целью является правильное распределение ролей между детьми. Перед началом игры дошкольники вместе с воспитателем выбирают, в какой роли будут задействованы.
  3. Третий этап. Участие воспитателя и игре, главным образом оно заключается в советах, напоминаниях, помощи в решении конфликтных ситуаций.

Примеры сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада

Самой популярной игрой среди детей старшей группы детского сада является игра в «Дочки-матери» или «Семью».

Цель этой игры: знакомство воспитанников с домашними обязанностями, воспроизведение семейных отношений, вырабатывать чувство взаимопонимания, учить заботиться о близких.

Во время подготовки к игре воспитатель читает рассказ на семейную тему, а после обсуждает его с детьми, показывая наиболее правильную модель поведения в данной ситуации. Это поможет дошкольникам более четко сформировать представление о семье и семейных взаимоотношениях, а также избежать некоторых конфликтных ситуаций.
Сюжетно-ролевые игры в старшей группе

В игре участвуют как девочки, так и мальчики. Дети выполняют роль родителей. В роли детей, чаще всего, выступают куклы. В начале игры имитируется домашняя обстановка: раскладываются вещи, ставится мебель и так далее. Дети, обычно, самостоятельно распределяют роли. Воспитатель наблюдает за процессом и помогает разрешать спорные вопросы.

Еще одна игра, в которую любят играть дети в возрасте 5-6 лет – это «Магазин».

Цель: познакомить с особенностями профессии продавца, формировать диалоговую речь, развить навыки согласовывать свои действия со сверстниками.

До начала игры полезно провести беседу, в которой воспитанники расскажут, как они ходили за покупками с родителями. Если у кого-то из детей родители работают в сфере торговли, попросить рассказать об их профессиональных обязанностях. Также можно сделать экскурсию в магазин, понаблюдать за работой продавца и других работников магазина; посмотреть, как привозят товар и выкладывают его на прилавки.

Сама игра начинается с расстановки игрушек имитирующих торговое оборудование: прилавок, касса, полки для товара и сам товар. Далее распределяются роли. Выбирается продавец, менеджер торгового зала, помощник продавца, отвечающий за расстановку товара и покупатели. В этот момент главное избежать конфликтных ситуаций. Поэтому воспитатель строго следит за процессом распределения ролей и во время игры меняет роли между детьми.

Сама игра заключается в решении детьми следующих вопросов:

  • Как распределить товар на полках?
  • Как выбрать нужный товар?
  • Как правильно упаковать товар?
  • Как можно получить консультацию по выбранному товару?
  • Как вернуть товар в магазин?

Игру можно проводить несколько раз, меняя вид товара (продукты, техника, и т.д.).

Игра «Школа».

Цель игры: познакомить воспитанников с профессией учителя, расширить знания о школе, научить работать в коллективе, развить чувство справедливости.

Готовясь к игре, воспитатель проводит тематические беседы, в которых рассказывает о школе, школьных принадлежностях, демонстрирую их на картинках. Полезно чтение книг о школе. Также можно провести экскурсию в школу, во время которой побеседовать с учителями и учащимися.

Игра начинается с подготовки школьного класса: расставляют парты, стол учителя, стулья; готовят доску, школьные принадлежности (ручки, карандаши, тетради, глобус). Далее распределяют роли. С помощью воспитателя дети выбирают учителя, директора школы, завуча, остальные воспитанники – ученики. В процессе игры возможна смена ролей.

Суть игры. Учитель ведет урок, ученики выполняют задания учителя (пишут, считают, отвечают у доски). Директор наблюдает за процессом обучения и делает записи. Завуч составляет расписание.

Воспитатель корректирует игровые отношения, следит за игрой, косвенно влияя на ее ход.

Игра «Водитель». Чаще всего в этой игре принимают участие мальчики, но можно включить в нее и девочек.

Цель игры: познакомить с профессией водителя, выработать ответственность, добросовестность и бережное отношение к технике.

До начала игры воспитатель читает детям соответствующую литературу, проводит беседу о прочитанном.

Совместно с воспитанниками распределяются роли. Выбирают водителей, диспетчера и механика.

Игровые действия: Диспетчер выдает путевые листы, механик проверяет автомобили на наличие поломок, а водители отправляются в рейс за грузом.

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр в старшей группе детского сада отличаются от тех, которые используют для таких же игр в младшей и средней группах. Это связано с физическим и умственным развитием детей. Следует уменьшать размер игрушек с взрослением ребенка. Так же в игру добавляют новые атрибуты. Например, для игры в «Больницу» в младшей группе следует предложить ребенку детский градусник, бинты и халат.
Сюжетно-ролевые игры в старшей группе
В средней, можно добавить грелку и сумку, а в старшей – шапочку, шприцы и карточки для больных.

Диагностика сюжетно-ролевой игры в старшей группе детского сада

В завершении любой сюжетно-ролевой игра воспитатель проводит диагностику игровой деятельности каждого ребенка, принимавшего участия в игре. Используют несколько уровней освоения игры, для которых рассматривают следующие параметры:

  • Насколько ребенок включен в игру;
  • Как отображает игровые сюжеты;
  • Способен ли воспроизводить игровое поведение;
  • Умение вступать в диалоги;
  • Доброжелательность в общении со сверстниками;
  • Насколько правильно выбирает предметы для игры;
  • Проявляет ли инициативу;
  • Имеются ли у ребенка любимые роли и насколько они разнообразны.

Рассмотрим уровни усвоения сюжетно-ролевой игры ребенком.

Высокий уровень. Ребенок полностью включается в процесс игры, может отображать ее сюжеты, вступает в диалоги, доброжелателен к сверстникам, правильно выбрать игровые предметы, инициативен в обсуждении новых идей, у него есть любимые роли.

Хороший уровень. Ребенок включен в игру, может воспроизводить ролевое поведение, вступает в диалоги со сверстниками, правильно выбирать игровые предметы, есть любимые роли, дружески относится к другим участникам игры.

Слабый уровень. Ребенок не включен в игру, часто отвлекается, выбираемые им роли однообразны, использует одни и те же действия в игре, при общении со сверстниками требуется помощь воспитателя.

Низкий уровень. Ребенок плохо владеет игровым сюжетом, роли однообразны, раздражается во время общения со сверстниками, не проявляет инициативу в игре.

Такой способ диагностики позволяет воспитателю сделать выводы, правильно ли он выбрал педагогическую тактику взаимодействия с детьми в сюжетно-ролевой игре и какие затруднения дети испытывали во время игры.

Предлагаем читателям посмотреть тематическое видео о сюжетно-ролевых играх в детском саду для старшей группы.

Источник

Понравилась статья, поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code