Развивающие игры для детей от 3 до 6 месяцев или познание окружающего мира

Внимательное отношение матери к развитию крохи, ежедневное наблюдение и правильное реагирование на сигналы своего малыша, дают возможность быстрее складываться взаимодействию между ними.

Игры, помогающие развитию взаимодействия между малышом и взрослым

Цель: развитие эмоциональной активности малыша и отношения к «своим» и « чужим».

Умения:

  • в 4 месяца активно проявляет «комплекс оживления»
  • смеется на обращение
  • начинает различать «своих» и «чужих»
  • в 5-6 месяцев формируется чувство привязанности к маме

Игры в период кормления

  • « Угощаем кашкой»

Когда приходит момент приучать малыша к кормлению из ложки, выполняйте это неторопливо. Прежде покажите ему ложку, дайте её потрогать, подержать. Поднести ложку к своему рту, произнося «ам-ам-ам». Затем взяв в неё немного еды, поднести к ротику крохи, напевая:

Это — ложка, это — чашка.

В чашке — гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала —

Кашки гречневой не стало!

Игры в период переодевания и купания

  • «Зайка, зайка, попляши»

При переодевании малыша, возьмите его ножки в свои руки и двигайте ими вперед-назад, проговаривая:

Зайка, зайка, попляши

Твои лапки хороши!

Стал наш заинька плясать,

Малых деток забавлять!

Важно знать! В этот период времени малыш особенно чувствителен к телесным прикосновениям: поглаживанию, поцелуям и пр.

  • « Куп-куп, хлюп-хлюп»

Подготавливая малыша к купанию, напевайте:

Кто тут будет куп-куп-куп,

Возьмите ручку крохи в свою руку и потрогайте ей водичку, прихлопывая ладошкой по поверхности воды.

По водичке — хлюп-хлюп-хлюп!

В ванну быстро — прыг-прыг-прыг,

В ванне ножкой — дрыг, дрыг, дрыг!

Намыливая малыша, припевайте:

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется!

  • « После купания»

Протирая и массируя каждый пальчик на ручках и ножках, поглаживая тельце, готовя малыша ко сну, тихо напевайте:

Спи-ко, спи-ко, бай-бай,

Свои глазки закрывай.

Баю, баю, баю, бай.

Поскорее засыпай.

Ходит сон по лавочке

В голубой рубашечке.

Баю, баю, баю, бай.

Поскорее засыпай.

А сониха – по другой,

Сарафанец голубой.

Баю, баю, баю, бай.

Поскорее засыпай.

Пение колыбельной, покачивание крохи, поглаживание спинки, способствует развитию доверия к вам. Малышу важна теплота интонации вашего голоса.

Баюшки-баиньки,

Прискакали заиньки,

Стали в дудочки играть,

Стала Маша засыпать.

* * *

Спит корова, спит бычок,

В огороде спит жучок,

И котенок рядом с кошкой

Спит за печкою в лукошке.

Игры, поддерживающие «комплекс оживления»

  • «В полюшке за бугром…»

Поза для малыша — лежа на спине. Взяв ножки в свои руки, двигайте ими вперед-назад, напевая:

В полюшке за бугром

Пляшет муха с комаром.

Ой да, за бугром

Пляшет муха с комаром.

Кружится голова,

Пляшет муха, чуть жива:

« Ох, ох. Силы нет,

Отпусти меня, мой свет!»

Слова: Т. Волгиной

  • Игра с ярким платком

Прилягте на спину, предварительно накинув платок на шею, положите малыша себе на грудь.

Привлеките внимание крохи к концам платка. Прикрыв им свое лицо, проговорите «ку-ку, где мама?».

Появитесь, проговорив: «ку-ку, а вот мама!». Повторите несколько раз, при этом дайте потрогать платок, улыбаясь, поощряйте действия крохи.

Общаясь, смотрите малышу в глазки, ласково называя его по имени.

Далее выдержите паузу, улыбаясь, продолжайте смотреть в глаза. Это позволит крохе самому проявить инициативу в общении.

Игры, стимулирующие смех малыша в ответ на обращение

  • «Кадриль»

Один взрослый удерживает малыша на вытянутых руках и подходит к другому члену семьи, обращая к нему внимание ребёнка.

Тот весело, эмоционально общается с малышом, приближая и удаляя личико крохи от своего лица. При этом пританцовывая «Кадриль», известная мелодия которой всем знакома, напевая:

На мосточке у овражка

Повстречались два барашка.

Туп-туп-туп! Туп-туп-туп!

Два барашка!

— Ой ты, братец круторогий,

Что стоишь ты на дороге?

Туп-туп-туп! Туп-туп-туп!

На дороге?!

Слова: Т. Волгиной

При этом пощекочите малыша, а его ручками погладьте лицо взрослого.

Повторите игру несколько раз, в процессе которой кроха будет узнавать членов семьи и научится реагировать эмоционально.

Игры, развивающие зрительно восприятие малыша

Цель: развитие способности длительно удерживать в поле зрения лицо взрослого или предмет;

развитие других ощущений: демонстрируем музыкальные игрушки, предметы, различные по текстуре.

  • Игры с игрушками

Поместите малыша у себя на коленях в позе « на спине». Возьмите игрушку или куклы, которые надеваются на пальцы рук и перемещайте ими перед ребёнком в разных направлениях и по кругу.

Меняйте направление, передвигая игрушку по другому пути.

Повторите игру несколько раз, а затем предложите малышу взять игрушку, подтолкнув его ручку к ней.

  • «Идёт коза рогатая»

Удерживая малыша на руках, поднесите его к любому члену семьи и попросите взрослого пообщаться с ним.

Во время общения, взрослый, взяв ручки малыша, проведет по своему лицу, подует на шейку крохе и прочтёт стишок:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая:

Ножками — топ-топ!

Глазками — хлоп-хлоп!

Кто кашки не ест,

Того забодает, забодает, забодает.

Повторите игровые действия несколько раз.

Малыш научится эмоционально реагировать и узнавать членов семьи.

  • «Ку-ку, а где я?»

Один взрослый держит малыша на руках, а другой прячет своё лицо под платком.

Помогите крохе схватить платок и открыть лицо взрослого.

Повторяя игру, малыш научиться узнавать близких, проявляя радостные эмоции.

Игры, развивающие слуховое восприятие

Цель: развитие способности находить источник звука, узнавать голос матери, реагировать на своё имя, интонацию голоса.

Умения:

  • в 4 месяца поворачивает голову в сторону, откуда поступает источник звука и находить его
  • в 4 месяца различная реакция на мелодичный и плясовой ритм музыки
  • в 5 месяцев различает голос матери и близких
  • в 5 месяцев различает интонацию речи

Игры, развивающие умение поворачивать голову в сторону источника звука и находить его

  • « Шелест бумаги»

Поместите малыша у себя на коленях лицом к себе. Заранее подготовьте несколько видов бумаги: фольгу, упаковочную бумагу и, например, лист белой бумаги.
Шелестите ей, внимательно наблюдая за реакцией малыша. Если он не старается найти источник звука, направьте взгляд крохи в сторону шелеста. При этом пошелестите ещё раз бумагой.

Игра проводится несколько раз с разными видами бумаги, соответственно разным звучанием.

Упражнение помогает малышу самостоятельно реагировать и поворачивать голову к источнику звука.

Также можно поиграть с музыкальными игрушками, например, погремушкой, бубном или колокольчиком.

  • « Игра пальчиками»

Лежа на животе, малыш наблюдает за игрой ваших пальцев, которые совершают движения слева – направо и обратно, шурша, словно мышка и царапая поверхность.
При этом напевая:

Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

— Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится.

Наблюдайте за реакцией малыша. Затем пошуршите слева, напевая:

Мышка, мышка, что не спишь?

Что соломкою шуршишь?

И справа:

— Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится.

Малыш будет слушать, откуда поступает шуршание, и поворачивать голову.

Игры, развивающие умение реагировать на разные виды музыкального сопровождения

  • « Колыбельная»

Развивающие игры для детей от 3 до 6 месяцев или познание  окружающего мира

Мягко покачивая и поглаживая малыша, наклоняясь к нему и удаляясь, тихо напевайте колыбельную:

Баю-баю, баю-бай,

Ты собачка здесь не лай,

Белолапа, не скули,

Мою детку не буди.

Малыш будет слышать спокойное звучание колыбельной песни.

Спи, моя радость, усни.

В доме погасли огни,

Птички уснули в саду,

Рыбки уснули в пруду,

Мышка за печкою спит,

Дверь ни одна не скрипит.

Глазки скорее сомкни.

Спи, моя радость, усни.

  • «Танцуем под разные ритмы музыки»

Включив ритмичную мелодию, возьмите малыша на руки и пританцовывайте вместе с ним, напевая:

Шла коза по мостику

И болтала хвостиком,

Зацепилась за перила-

Прямо в речку угодила!

Затем услышав спокойный ритм, замедлите движения, поместив малыша лицом к себе, слегка покачивайте его, поглаживая спинку.

Упражнение поможет малышу слышать и узнавать различный ритм музыки.

Игры, развивающие умение отличать голоса близких людей

  • «Играем в прятки»

Спрячьтесь под платком или пледом, и позовите малыша по имени. Выдержав паузу, покажитесь, проговорив:

« Привет, малыш! Вот и я, твоя мамочка!»

Повторите игру, но при этом проговаривайте слова приятным голосом, побуждая малыша поискать вас взглядом. Покажитесь и снова повторите слова приветствия.

В эту игру можно играть втроём, например, на диване или кровати. Попеременно прятаться и звать малыша, произнося ласковые слова и радоваться вместе, выражая положительные эмоции и восторг.

Повторяйте игру много раз.

Упражнения научат малыша узнавать близких людей по голосу.

Игры, развивающие умение реагировать на своё имя

  • «Называем по имени»

Поместив малыша по центру дивана или кровати, а сами, разместившись с разных сторон, играем втроём.

Называем его имя приятным голосом, можно нараспев, по очереди, не спеша, так, чтобы малыш поворачивал голову в сторону, откуда поступает источник звука. При этом выражаем радостные эмоции.

  • «Вот наш маленький»

Мама удерживает малыша на руках, а папа, спрятавшись за спиной, зовёт его, проговаривая: « Где наш маленький?».

Затем появляется и радостно произносит: « Вот наш маленький (произносит имя)» И снова прячется.

Игра повторяется много раз с различными оттенками звучания голоса.

Игры, развивающие звуковую активность

Цель: стимулирование гуления и отдельных лепетных слогов.

Умения:

  • в 3 месяца гулит
  • в 4 месяца певуче гулит
  • в 6 месяцев начало лепета
  • « Игры с зеркалом»

Присядьте и поместите малыша у себя на ногах, к себе спиной. При этом удерживая его правой рукой, а в левую руку возьмите зеркало.

Поднесите его к лицу крохи так, чтобы он увидел отражение своего лица и спросите: «Кто это?».

Выдержите паузу проговорите: «Это наш малыш (имя)!»

Проговорите несколько раз.

Легонько взяв руку ребёнка, поднимите её и ладошкой проведите по головке и лицу малыша, называя при прикосновении черты лица.

Это же проделайте со своим лицом. Следите за тем, чтобы он наблюдал за действиями в зеркале.

Затем протяжно пойте гласные звуки « а-о-у».

Если ребёнок отвлёкся и не следит за вашими действиями в зеркале, привлеките его внимание, постучав по зеркалу.

  • «Играем с губками»

Поместите малыша у себя на коленях, лицом к себе.

Играйте с губками крохи: мягко нажимайте на подбородок и опускайте нижнюю челюсть малыша. Затем возвращайте её на место таким образом, чтобы при этом получался лёгкий хлопок.

Напевайте слоги: « ма-ма, па-па, ба-ба».

Если малышу нравится, повторите игру несколько раз.

Игры и упражнения, развивающие двигательную активность

Цель: развитие движений, способствующих ползанию и умений стоять при поддержке под мышки.

Умения:

  • в 3 месяца в положении «лежа на животе», малыш опирается на предплечья, высоко приподняв голову
  • в 3 месяца при поддержке под мышки крепко стоит ногами, согнутыми в тазобедренном суставе
  • в 3 месяца удерживает голову в вертикальном положении, находясь на руках взрослого
  • в 5 месяцев на животе, долго опирается на ладони выпрямленных рук
  • в 5 месяцев устойчиво стоит при поддержке под мышки

Игры, развивающие опору на кисти рук

  • «Двигаю мяч»

Развивающие игры для детей от 3 до 6 месяцев или познание  окружающего мира

Поместите малыша на животик, лицом вниз на фитбольном мяче.

Для подстраховки это упражнение удобнее выполнять двум взрослым: один держит за ноги, а другой контролирует движения рук малыша.

Медленно наклоняете мяч вперед, удерживая ребёнка за ноги. Помогите ему вытянуть ручки вперёд, а при соприкосновении его с опорой, переместите малыша назад.

Упражнение помогает раскрывать кисти рук, развивая опору на них.

Важно помнить! Малышу необходима ваша поддержка, подбадривайте его во время игр и тренировок.

Игры, тренирующие поворот на живот

  • « Я сам»

Привлеките внимание малыша к погремушке, бубенцам или музыкальной игрушке. Отведите её в сторону, увлекая ребёнка за ней.

Помогите ему перевернуться, забросив ножку так, чтобы его колено коснулось опоры с противоположной стороны.

Стимулируя движения, дайте малышу подержать игрушку.

Упражнение повторять несколько раз, тренируя повороты в обе стороны.


Игры, тренирующие поворот с живота на спину

  • « Перекатывание»

Поместив малыша на пелёнке, простынке или одеяльце, приподнимайте за край ткани, проговаривая:

Катилась торба

С великого горба.

В этой торбе:

Хлеб, соль, вода, пшеница.

С кем желаешь поделиться?

Когда ребёнок повернётся на живот, приподнимайте край ткани вновь, подталкивая его перевернуться на спинку.

Осторожно проделывайте эти движения, если малыш оказывается около края.

Важно помнить! Общаясь с малышом, проговаривайте свои действия. Делайте это искренне, весело.

Игры, тренирующие устойчиво стоять при поддержке под мышки

  • « Прыг-скок»

Возьмите ребёнка под мышки, помогите ему попрыгать, весело проговаривая:

Прыг-скок, прыг-скок,

Обвалился потолок!

Важно! Выражайте положительные эмоции вместе!

Игры, тренирующие ползание

  • « За игрушкой»

Для игры потребуется заводная игрушка. Продемонстрируйте её движение малышу. Предоставьте возможность рассмотреть её, положив рядом.

Если малыш проявит желание дотянуться до игрушки, похвалите и помогите ему. Для этого подставьте свою ладонь таким образом, чтобы она служила опорой для его ступней.

  • « Поиграем с неваляшкой»

Покажите малышу неваляшку, покачайте её из стороны в сторону. Выдержите паузу.

Предоставьте возможность ему самому дотянуться до игрушки. Если ребёнку сложно это сделать — переместите неваляшку поближе.

Снова поиграйте с ней, стимулируя активные движения малыша.

Игры, упражнения, развивающие движения пальцев и ручек малыша или весь мир в ладошках

Цель: развитие основной функции руки-брать, держать, бросать.

Умения:

  • в 4 месяца захват игрушек, висящих над грудью
  • в 5 месяцев точно берёт игрушку из рук взрослого и удерживает её
  • в 6 месяцев долго занимается игрушкой, перекладывает в разные положения
  • « Играем с бубенцами»

Подвесьте бубенцы с ленточками в кроватке над малышом. Позвоните ими, привлекая внимание крохи, а концами ленты прикоснитесь к рукам.

Стимулируйте интерес, чтобы он позвонил сам. Прочтите стишок:

Трынцы-брынцы, бубенцы.

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

Важно помнить! Игра должна быть весёлой, позитивной.

Игры, развивающие умение малыша хватать другую ручку

  • « Игры с погремушками»

Привлеките внимание крохи к яркой погремушке: погремите ей. Проговорите :« Возьми, поиграй»- протяните игрушку малышу.

Побуждая взять игрушку, слегка проведите ей по тыльной стороне руки и когда пальцы раскроются, дотроньтесь до них игрушкой.

В тот момент, когда малыш заинтересуется ей и начнёт тянуть в рот, покажите ему другую игрушку, побуждая взять другой рукой.

Важно помнить! Во время игры проговаривайте все свои действия, улыбайтесь и позитивно реагируйте на маленькие успехи малыша.

Потяните погремушку на себя, проговаривая: «Дай, дай, дай!» Когда малыш отдаст игрушку, спрячьте её, произнося: « Ах! Нет игрушечки, спряталась!»

Выдержав паузу, покажите игрушку ребёнку, потрясите ей. Привлекая его внимание, побуждайте потянуться до погремушки.

Обхватите кулачок ребёнка с игрушкой своей ладонью, помогая ему ощутить предмет.

Игра повторяется много раз вырабатывая навык и умение малыша брать игрушки.

Игры, развивающие умение захватывать свою ножку

  • «Игра с носком»

Возьмите яркий носочек, пришейте к нему колокольчик и наденьте его на ножку ребёнку.

Уложите малыша на спину, приподнимите его ножки кверху.

Подтолкните правую ручку к левой ножке, помогая крохе схватить носок за кончик.

Тоже проделайте с – другой ножкой и ручкой.

В этот момент зазвенит колокольчик, проговорите: « Дзинь-дзинь-дзинь, колокольчик звенит».

Продолжайте игру несколько раз.

«Игры с пальчиками»

Развивающие игры для детей от 3 до 6 месяцев или познание  окружающего мира

Лежа на спине, задайте вопрос малышу: « А где твои ножки?».

Покажите пальчики на ножке, пощекочите их, посчитайте, перебирая каждый пальчик сначала на правой, а затем на левой ножке, нежно растирая, массируя и целуя.

Пусть малыш сам схватит ножку и потянет к себе.

Важно помнить! Не все действия малыш может выполнить сразу. Проявляйте понимание, терпение и выдержку. Подходите к игре творчески, придумывая новые вариации, доставляя малышу удовольствие и радуясь успехам вместе с ним!

Литература:
Ю.А. Разенкова И.А. Выдорова Игры с детьми младенческого возраста – М.: Школьная Пресса, 2011 – 192 с.

Источник

Понравилась статья, поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code