Развитие речи ребёнка: занятия для малыша в возрасте один год

Не случайно выбран такой рубеж: первый год жизни вашего малыша является во многом знаковым. За это время вы многое пережили вместе, успели привыкнуть к трудностям и теперь смотрите в будущее с надеждой. Правильная постановка речевого развития у ребёнка – залог того, что в будущем у него не будет трудностей с произношением и общением, что развитие пойдёт правильно. А также это считается одним из вариантов профилактики дислексии.

До года у ребёнка идёт стадия

Развитие речи ребёнка: занятия для малыша в возрасте один год

накопления информации. В основном речь ребёнка состоит преимущественно из гласных звуков, развитие идёт по пути так называемого гуления. В 10-11 месяцев происходит подготовка и генеральная репетиция рывка в развитии – чем старше ребёнок становится, тем больше в его голосе заметны согласные буквы. Ну а после года, когда ребёнок накопил необходимую базы для дальнейшего развития речи, гласные и согласные буквы начинают складываться в простейшие немногосложные слова.

Однозначного эталона, с которым можно сравнивать конкретного ребёнка, не существует. Но считается, что в год речь, развитие и понимание сути вещей ребёнком должны быть на таком уровне, чтобы он мог:

  • правильно произносить от 3 до 8 слов, преимущественно из гласных букв;
  • расширить свой словарный запас до слов из 1, 2, 3 и 4 слогов с одной или более согласными;
  • указывать на игрушки, предметы и т.д., которые папа или мама просят его назвать;
  • понимать, что от него хотят, когда просят сделать что-либо типа: посмотри на дядю, дай ладошку;
  • понимать запреты и слово «нельзя», выполнять простые правила собственной безопасности.

С низкого старта

Ваш ребёнок знает и умеет то, что написано выше, и даже больше? Это хорошо, но обольщаться не стоит. И тем более упаси вас Бог почивать на лаврах – сведёте к нулю всё развитие. На самом деле всё только начинается. Для развития речи вашего сына или

Развитие речи ребёнка: занятия для малыша в возрасте один год

дочери с одного года необходимо, чтобы соблюдалось следующее:

  • физическое и психологическое здоровье ребёнка;
  • спокойная и качественная речевая обстановка;
  • развитие внимания и мелкой моторики;
  • фактор наследственности.

Рассмотрим каждый фактор подробнее.

  • Физическое и психологическое здоровье ребёнка.

Если у вас болезненный ребёнок, то это может очень негативно сказаться на его речевом развитии. При болезни мозг даёт команду на восстановление тела. Эта задача оказывается в приоритете, и ограниченные ресурсы организма идут на излечение в ущерб речевому развитию. Не ленитесь ходить по врачам, но и не полагайтесь на них полностью: они тоже люди, причем чужие и вашего ребёнка на 100% знать не могут. Когда малыш выздоровеет, составьте план-график его закаливания.

Бывает и такое, что здоровье в норме, чаду уже год, а должного речевого развития нет. Это повод посетить психиатра или психолога. Одна из возможных причин – неспокойная обстановка в доме и состояние перманентного стресса.

  • Спокойная и качественная речевая обстановка.

Маленькие дети очень тонко чувствуют фальшь и нервную обстановку. Нормально, если родители иногда приходят с работы раздраженными. Непростительно, если это происходит постоянно. У ребёнка может возникнуть неправильный стереотип, что речь приравнивается к боли. А наш организм запрограммирован избегать болезненных

Развитие речи ребёнка: занятия для малыша в возрасте один год

ощущений. Также недопустимо сюсюканье и частое использование в речи уменьшительно-ласкательных слов. Последним часто грешат дедушки и бабушки. Если живёте большой семьёй, то строго поговорите с её старшими членами о недопустимости частого использования таких слов в повседневной речи. Вас обязаны понять, ведь вы делаете это для развития ребёнка.

Дети запоминают то, что видят, и подражают этому. Используйте эту особенность: средним или более высоким голосом чётко произнесите название предмета перед малышом. Не пытайтесь добиться от него мгновенного повторения. Информация все равно пройдет через него. Он её осознает, запомнит, а потом и выдаст. Последнее происходит обычно тогда, когда вы меньше всего этого ожидаете.

  • Развитие внимания и мелкой моторики.

О том, что развитие речи также идёт через руки и пальцы, знают почти все родители. Подберите игры и различные обучающие программы согласно характеру вашего ребёнка. Помните: игра должна приносить радость, это не скучная обязанность. Остановитесь и не перегибайте палку, если видите, что занятие ребёнку уже не интересно.

  • Фактор наследственности.

С одной стороны, тут уже ничего изменить нельзя, с другой – вы знаете ваши слабые и уязвимые места. Что мешает вам попытаться сделать так, чтобы ваше чадо избежало таких же неприятностей, какие были у вас? К этому относятся любые мероприятия по профилактике болезней и знание, чего нужно избегать, чтобы в будущем их не спровоцировать.

Остальные условия и способы развития

«Оратор – слушатель». Не ленитесь как можно больше говорить со своим годовалым ребёнком. Не думайте о том, понимает ли он вашу речь полностью или нет. Главное, что воспринимает, а значит, развитие идёт. Говорите о том, что сегодня произошло, куда вы сегодня пойдёте или уже идёте, что видите вокруг и т.д. Ведь проще осваивать не просто слова, а различные речевые конструкции.

Пассивный словарный запас малыша и его пополнение. Поиграйте в такую игру: назовите предметы, которые находятся в доме или комнате, и попросите, чтобы он на них указал.

Развитие речи ребёнка: занятия для малыша в возрасте один год

«Волшебный палец». Вы с вашим чадом находитесь в преддверии возраста «почемучки». Ваш ребёнок изучает новый мир, в котором находится, ему все интересно. Если он показывает пальцем на предмет и просит о нём рассказать – удовлетворите его просьбу. Это очень помогает развитию речи.

Построение предложений, наработка и развитие шаблонов. Этот же принцип применяется для изучения иностранных языков и речи. Например, ребёнок подходит к вам и говорит: «мама – ручки». Возьмите его на руки и скажите: «Мама, возьми меня на ручки». Через определённое время он будет проговаривать предложение полностью.

Чтение, песни, ролевые игры. Читайте, пойте, играйте со своим ребёнком. Правда, с последним будьте осторожны: не всем детям нравится играть по ролям, но многие стесняются об этом сказать.

Вместо заключения

Каждый ребёнок уникален, и методы, которые работают с одним, могут не работать с другим. Небольшие задержки вполне допустимы, но если вы чувствуете, что намечается отставание в развитии, то обязательно сходите к врачу.

Источник

Понравилась статья, поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code