Поведение ребенка: правила и культура, агрессия и нарушение поведения детей в детском саду и школе

Поведение ребенка – немаловажный признак его правильного развития и воспитания. Родителям малышей следует как можно больше внимания уделять этому вопросу, учить и направлять детей на правильный путь общения как со старшими, так и со сверстниками. Своевременное овладение правилами поведения для детей – залог безупречного становления личности, твердых нравственных привычек, а также нормального построения отношений со сверстниками.

От года до трех

Поведение ребенка в год– это проявление первого возрастного кризиса маленького человека. Ведь именно в таком возрасте малыш начинает осознавать собственное «Я», отделять себя от окружающего мира и уже не чувствовать себя единым целым с мамой. Теперь он ощущает себя вполне самостоятельной единицей общества и, демонстрируя это, нередко идет наперекор вашим просьбам и советам. И в такой ситуации родителям важно принять правильную тактику поведения – сотрудничество. Помогите малышу самоутвердиться, станьте ему другом и помощником. Помните, что довольно часто вспышки детских истерик и негативизма вызваны огромным количеством запретов, поэтому постарайтесь обеспечить максимально безопасную среду для крохи. Однако важно и не переусердствовать, ведь вседозволенность выходит боком, малыш может не воспринимать слово «нет». В воспитании детей в возрасте одного года важно найти золотую середину между запретами и разрешенными действиями.

Поведение ребенка: правила и культура, агрессия и нарушение поведения детей в детском саду и школе


Поведение ребенка в полтора года– это своеобразное зеркало поведения родителей, ведь в таком возрасте ребенок, словно губка, впитывает в себя все: как хорошее, так и плохое. В этом возрасте кроха еще не все понимает, но уже ясно чувствует настрой окружающих. Важно следить за своим поведением. Также, если ваш малыш впадает в истерику, следует задуматься, а не хочет ли он, таким образом, привлечь к себе внимание? Запомните – если при каждой истерике мама спешит его успокоиться, ребенок сделает вывод, что это самый эффективный и быстрый способ привлечь к себе внимание, и тогда бороться с бесконечными капризами и выходками будет крайне сложно. Что же делать в таких случаях родителям?

  • Постараться отвлечь малыша.
  • Быть более внимательными к ребенку. После прекращения истерики постарайтесь обсудить, что его так расстроило, и как следует вести себя малышу в подобной ситуации. Причем желательно, чтобы это звучало как добрый совет, а не требование.
  • Если истерики вызваны скукой или нехваткой внимания, предложите ребенку поучаствовать в бытовых процессах. В этом возрасте малыши с удовольствием помогают мамам с домашними делами, таким образом, развиваясь, учась чему-то новому, осознавая при этом свою самостоятельность и значимость.

В полтора года у ребенка формируются основные его качества в будущем: доброта или вредность, активность или лень, отзывчивость или эгоизм, любознательность или непричастность. Больше участвуйте в развитии вашего малыша, ведь недостаточность внимания потом заполнится отрицательными качествами.

Поведение ребенка: правила и культура, агрессия и нарушение поведения детей в детском саду и школе

Поведение ребенка в два года часто характеризуется как «противодействие» и «сопротивление». В это время все родители сталкиваются с периодом «нет» или кризисом 2- летнего возраста. О чем ни попроси маленького упрямца, на все последует один и тот же ответ – «нет!» Подобным поведением малыш вновь доказывает свою самостоятельность, ведь он уже так много умеет, а потому воспринимает себя целостным как физически, так и эмоционально. Как же мамам совладать со своими непослушными карапузами?

  • Попробуйте перевести конфликт в игру. Если ребенок не желает одеваться, чтобы пойти в гости к бабушке – скажите, что мишка в свитере тоже хочет отправиться к бабуле, только ему одному страшно, а добрый и заботливый малыш сможет ему помочь.
  • Дайте ребенку время для перехода на другой вид деятельности. Не заставляйте резко заканчивать игру и идти есть, а заранее предупредите его, что поиграете еще немного, после чего соберете игрушки и отправитесь обедать.
  • Дайте малышу немного свободы. Пускай время от времени у него будет возможность сказать «нет». Ведь не все ваши просьбы так категоричны и требуют обязательного выполнения.

Поведение ребенка в 2,5 года– это продолжение борьбы за самостоятельность маленькой личности. Самым действенным средством при попытке наладить контакт с собственным чадом можно назвать метод интерпретации поведения. При начавшемся скандале не перенимайте на себя эмоции ребенка, а постарайтесь сохранять спокойствие: «Я понимаю, что ты расстроен… тебе не хочется… это, естественно, в твоем положении, но…. (тут следует четко изложить свои аргументы в вашу пользу)». При этом попытайтесь наладить с ребенком диалог, задавая вопросы, на которые ребенок захочет ответить. Конечно, поначалу этот метод не будет максимально эффективен и даже может вызвать еще большую истерику, но если пользоваться им постоянно, через какое-то время ребенок привыкнет, начнет обсуждать с вами свои проблемы, и вы будете лучше понимать друг друга. Со временем от истерик не останется и следа.

Поведение ребенка: правила и культура, агрессия и нарушение поведения детей в детском саду и школе


Поведение ребенка в три года. Вот и очередной кризис становления личности маленького человечка. К скандалам, бросанием на пол посреди магазина и имитации бурной истерики в таком возрасте может добавиться еще и агрессия. Ребенок дерется, кусается, щипается и абсолютно не понимает слов. Родителям здесь стоит набраться терпения и пустить в ход следующие виды «оружия» для борьбы с агрессивным поведением ребенка:

  • Подавайте ребенку положительный пример. Не оскорбляйте и не унижайте никого при ребенке, а тем более его самого, не проявляйте физические наказания, а также не запугивайте его, иначе агрессия станет его защитной реакцией.
  • Научите ребенка правильно реагировать. Иногда агрессия – всего лишь показатель того, что малыш не знает, как реагировать на ту или иную ситуацию. Покажите ему замещающие агрессию способы поведения, например, произнесение вслух своих чувств, чтобы обидчик знал, что расстроил кроху. Есть также следующий способ: предложите малышу нарисовать причины своих недовольств и его реакцию на них, затем сделайте самолет из бумаги с рисунком и выпустите на улице, «отпустив» таким образом, весь негатив.
  • Обговорите с ребенком возможные неприятные последствия его неподобающего поведения.
  • Возьмите агрессию под контроль. Возможно, это всего лишь выброс лишней энергии – в таком случае регулярная зарядка, танцы или занятия в спортивном кружке будут очень кстати.

Однако помните, что совсем запрещать выражать свои негативные эмоции малышу нельзя. Да и это попросту невозможно. Попробуйте хотя бы недельку сами держать все эмоции при себе! Важно лишь направить их в правильное русло, прибегнув к описанным выше способам или приемам, придуманным лично вами для вашего малыша.

В этом возрасте детки уже все понимают, поэтому если ребенок наказан за какой-то проступок, то обязательно обсудите с ним, чтобы он усвоил, попросите его извиниться. Главное, чтобы извинение было осмысленным, а не заученной фразой.

Большинство детей к четырем годам уже посещают детский садик. Это зачастую является стрессом как для самого крохи, так и для его родителей. У всех детей по-разному проявляется адаптация к детскому саду – одни плачут, другие замыкаются, третьи дерутся. Родителям стоит подробно обсудить с воспитателем поведение ребенка в детском саду для установления возможных проблем и незамедлительного их решения. Иногда в процессе адаптации к детскому саду происходят серьезные нарушения поведения у детей, которые требуют консультации детского психолога.

Поведение ребенка: правила и культура, агрессия и нарушение поведения детей в детском саду и школе

От четырех до семи лет

Поведение ребенка в четыре года уже не так категорично. Теперь с малышом стало проще договориться, легче объяснить ему, что к чему и почему. Однако расслабляться родителям не приходится – к ним навстречу спешат новые сложности. Например, появление в речи их чада нецензурной лексики. Борьба с этим предстоит нелегкая, ведь оградить ребенка от подобных высказываний практически невозможно, звучат они сплошь и рядом. Поэтому следует объяснить малышу, что говорить так – плохо, так делают невоспитанные люди, когда хотят кого-то обидеть. Попробуйте заменить подобный жаргон на другое, более приличное слово. Только не стоит пристыжать и сильно ругать ребенка на людях, хотя порой это и сложно. Объясните малышу, что сильно расстроены нарушением его обещания не ругаться неприличными словами.

Еще одна проблема, с которой сталкивается ребенок четырех лет и его родители – появление новых, обоснованных страхов. Это, может быть, любой страх: темнота, одиночество, замкнутое пространство, животные или вымышленные персонажи. Основная задача родителей – вовремя развеять страхи малыша, не использовать их и не делать из них культа. Внимательно следите за поведением ребенка, помогайте ему преодолеть страхи, иначе они могут превратиться в навязчивую фобию.

Поведение ребенка: правила и культура, агрессия и нарушение поведения детей в детском саду и школе

Проявление откровенной лжи – вот новая особенность в поведении ребенка в пять лет. Если раньше малыш мог немного схитрить, то теперь запросто может прибегнуть к сознательному обману, особенно когда ему хочется что-то получить или, наоборот, избежать наказания. Первая реакция родителей ребенка, пойманного на лжи – наказать врунишку, однако из такого урока ребенок может вывести неправильную мораль – врать нужно так, чтобы не попасться. Лучше прибегать к обратной тактике – хвалить малыша, который нашел в себе силы признаться в проступке. Однако, это, скорее, профилактическое средство, поэтому чтобы бороться с ложью ребенка, сначала следует выяснить причину такого поведения.

Новую волну противоречия в сознании мам и пап вызывает поведение ребенка в шесть лет. Теперь дети осмысленно не хотят выполнять просьбы родителей, игнорируют их, пытаются оттянуть время выполнения или делают вид, что не слышали того, о чем их попросили. Родителям шестилеток следует проявить настойчивость, иначе привычка игнорирования родительских просьб прочно засядет в голове у их чада.

Поведение ребенка: правила и культура, агрессия и нарушение поведения детей в детском саду и школе

Родителям следует уделить особое внимание поведению детей дошкольного возраста, в частности, дисциплине, ведь на седьмом году жизни начинается активная подготовка к школе. Ничего не следует оставлять без внимания: ни распорядок дня, ни правила личной гигиены, ни культуру общения и взаимоотношения как с ровесниками, так и взрослыми.

Еще одной задачей родителей становится обучение своего чада культуре поведения детей дошкольного возраста. Она включает в себя, прежде всего, обучение коллективного общения, совместных дружных игр и труда. Все это не только элементарное соблюдение этикета, но и отражение произведенных действий в нравственных чувствах ребенка. Обобщив, можно сказать, что это культура деятельности, общения и культурно-гигиенических навыков.

Поведение ребенка: правила и культура, агрессия и нарушение поведения детей в детском саду и школе

От младшего школьника до подростка

Поведение ребенка в семь лет– начало нового кризиса, который проходит не всегда заметно для родителей. Проявляется он в повышенной усталости и раздражительности на пустом месте. Иногда общительный и активный ребенок вдруг становится скрытным и замкнутым. Родителям, чтобы помочь своему чаду справиться с этим состоянием, требуется организовать разнообразную смену деятельности – посещать театры и музеи, заменить вечернее сидение перед телевизором прогулкой в парке, помогать ребенку в изучении новых предметов. Также стоит найти место, где ребенок сможет завести новые знакомства.

Восьмилетний ребенок – совсем как взрослый – полон волнений и переживаний, поэтому в этом возрасте часто встречаются бессонница и повышенная возбудимость. Станьте другом своему ребенку, помогите с решением проблем, обсудите вместе с ним волнующие его ситуации. Поведение ребенка в восемь лет также часто проявляется в демонстративном поведении. Ребенок пытается привлечь к себе внимание, показать свои способности и лучшие качества.

Поведение ребенка в девять лет характеризуется увеличением заинтересованности в мнении ровесников. Семья для ребенка начинает потихоньку отходить на задний план, ребенок старается подражать своим друзьям и современной моде. Родителям это нравится далеко не всегда, из-за чего нередко возникает конфликт между поколениями. Продолжается это долго, поэтому поведение ребенка десяти лет отличается не сильно. Тем более наступило время эмоциональной подготовки к половым отношениям. Родителям, открыто обсуждающим все интересующие вопросы их чада, легче восстановить нарушенную связь между поколениями.

Поведение ребенка: правила и культура, агрессия и нарушение поведения детей в детском саду и школе

Отношения со сверстниками и многогранным окружающим миром у подростков еще спонтанны и незрелы, что иногда проявляется в закрытом и агрессивном поведении ребенка в 12 лет, ссорах с ровесниками и родителями, негативном настрое к учителям. Что же делать родителям? Все то же, что и раньше. Быть внимательным к своему ребенку, стараться наладить контакт с ним, не критиковать его, как личность, а лишь не соглашаться с его конкретным поступком. Иногда родители прибегают к помощи специализированных тренингов, направленных на коррекцию поведения детей.

Главное правило для родителей детей любого возраста – быть внимательными к своему ребенку, а при появлении неподобающего поведения в первую очередь установить причину, тогда и бороться с этим будет легче.

Источник

Понравилась статья, поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code