Особенности развития детей с дцп: варианты организации обучения и занятий

У детей с ДЦП развитие идет не так, как у здоровых малышей. Уже с первых месяцев видны различия. Они позже начинают говорить, реагировать на звуки, движения, свет. Уже к 7-8 месяцу проявляются проблемы мышечного тонуса

Особенности развития детей с дцп: варианты организации обучения и занятий

– малышу становится тяжело сидеть, пользоваться ручками.

Повреждение коры головного мозга и других его отделов ведет к тому, что двигательная активность снижается, движения становится тяжело выполнять.

Все особенности детей с ДЦП зависят от степени тяжести болезни. У некоторых она слаба выражена – они могут посещать обычные школы, вести почти нормальный образ жизни. У других наблюдаются сильные нарушения развития тела, умственная отсталость или снижение интеллекта. Родителям необходимо набраться терпения. Существует несколько вариантов для организации обучения таких детей. Среди них домашнее обучение, специализированные школы и интернаты. Выбор должен делаться исходя из особенностей ребенка, индивидуальной ситуации. Обучение необходимо, ведь без него психика не сможет развиваться.

Коротко о ДЦП

Детский церебральный паралич — болезнь очень коварная. Практически невозможно заранее определить, какие именно симптомы будут проявляться у ребенка. Бывает, что за страшным диагнозом скрываются лишь минимальные повреждения и особенности ребенка. Такие дети могут посещать обычную школу, вести практически нормальную жизнь. Другая сторона — серьезная форма инвалидности: боли, невозможность самостоятельно совершать даже простейшие действия. Какую форму получил малыш, родители узнают только с течением болезни

ДЦП

Особенности развития детей с дцп: варианты организации обучения и занятий

не прогрессирует. Это серьезные повреждения мозга, полученные в период внутриутробного развития. Повреждаются, как правило, речевой и двигательный центр. Иногда ДЦП  возникает из-за родовой травмы, проблемах при родах, когда младенец испытывает сильную гипоксию. Лекарства от ДЦП нет, а лечение только симптоматическое. Часто болезнь связана с болями, тогда можно снимать или облегчать симптомы терапией и массажем.

Детям, подросткам с ДЦП тяжело управлять своим телом. Из-за постоянного напряжения мышц движения становятся резкими, неконтролируемыми. Часты судороги. Процесс развития ребенка с таким диагнозом идет по иному пути, нежели у здорового малыша. Это касается не только его физического развития, но психического. Интеллект может быть полностью сохранен, и тогда дети через какое-то время начинают осознавать свое положение и отличие от других. К сожалению, очень часты случаи повреждения мозга, при которых интеллект сильно снижен.

Особенности физического развития

Главная особенность всех форм ДЦП — расстройство двигательной сферы. Вслед за этим идет ослабленный или, наоборот, увеличенный тонус мышц. Мелкая

Особенности развития детей с дцп: варианты организации обучения и занятий

моторика дается ребенку с большим трудом, а часто самые простые движения для него просто невозможны.

Наиболее часты скелетные деформации. В процессе развития такие деформации могут серьезно помешать нормальному росту тела. Если ДЦП стал последствием родовой травмы головы, то часто встречаются аномалии развития черепа, челюстей, шеи и плеч. Зубы являются проблемным местом: они тоже подвержены деформации.

Проблемы развития

Уже с первых 2-3 месяцев жизни малыша видны проблемы развития:

  • появляются судороги конечностей;
  • на вид мышцы все время напряженные или же, наоборот, расслабленные, мягкие;
  • ребенок не

    Особенности развития детей с дцп: варианты организации обучения и занятий

    реагирует на свет, громкие звуки;

  • уже после первых 4 месяцев пропадает рефлекс реакции на свет (не поворачивает головку к источнику света);
  • после 4 месяцев прекращается интерес к произвольным движениям;
  • малыш самостоятельно сидит только до 7-8 месяцев;
  • пользуется правой рукой, а левая может висеть или быть малоподвижной;
  • видно, что ребенку тяжело ходить, переносить вес с ноги на ногу;
  • шаг делается на пальцах, а не на всю стопу.

Часто основные проявления болезни видны только после первых 6 месяцев. Тогда врачи уже могут дать более или менее точный прогноз состояния малыша.

Питание и диета

Диета назначается после консультации с врачом. У детей с легкой формой ДПЦ нет проблем с питанием. Возможны проблемы с функцией ЖКТ – в этом случае нужно добавить в рацион больше молочных

Особенности развития детей с дцп: варианты организации обучения и занятий

продуктов, супов, мягкой пищи. Это предотвратит застойные явления и запоры. Если проблем не наблюдается, то питание может быть самым обычным.

Если же проблемы затронули глотательную или жевательную функцию, то ребенку необходима жидкая пища. Это могут быть овощные или фруктовые пюре, измельченное мясо. К сожалению, иногда приходится кормить ребенка через зонд. Часто, когда ДЦП выражается как комплекс проблем, наблюдается невозможность самостоятельно глотать.

Массаж

Специальный массаж должен выполняться профессионалом. Чтобы снять напряжение с мышц и не допустить развития болевого синдрома, массаж нужно делать регулярно. Сегодня многие специальные учреждения для больных ДЦП предлагают

Особенности развития детей с дцп: варианты организации обучения и занятий

стационарный массаж, к лежачим больным приходит на дом медсестра. Если массаж не проводить, то через некоторое время может наступить ухудшение двигательной функции, начнутся боли в суставах.

Со временем родители тоже могут научиться делать массаж. Часто это неприятная и даже болезненная процедура, однако необходимая. Лечебный массаж помогает на некоторое время облегчить состояние больного.

Психическое развитие

Очень часто малыш с ДЦП думает, говорит, даже читает нормально, однако можно заметить, что все эти процессы происходят гораздо медленнее. С большим трудом ему дается математика, счет, пространственное воображение. Тут необходимо подбирать развивающие материалы, которые будут доступны малышу. Не стоит ставить сложные задачи в надежде, что у него появится стимул учиться. Это не обычный ребенок – существуют многие особенности психического и

Особенности развития детей с дцп: варианты организации обучения и занятий

интеллектуального развития детей с этим диагнозом.

К сожалению, многие детки с ДЦП страдают от снижения интеллекта, поэтому с ними необходимо все время заниматься. Память, внимание, концентрация сниженные, так что приходится все повторять по много раз. Это касается не только уроков, но и самых обычных бытовых действий. Возможно, потребуется не один год, но так кроха сможет научится многому.

Есть несколько правил, которые помогут родителям:

  1. Любите вашего ребенка. Если вы показываете ему прямо или завуалированно, что он ущербный, больной, инвалид, то он будет чувствовать вашу нелюбовь, и на развитие можно не рассчитывать.
  2. Не настаивайте на том, что он ничего не может сам. Может сам пить из чашки? Ходит?

    Особенности развития детей с дцп: варианты организации обучения и занятий

    Разговаривал на прогулке с другим малышом? Сам помыл ручки? Все это большие достижения для вашего малыша – хвалите его за это. Только так можно достичь нормального развития. Если же ограничивать его во всем, жалеть, потакать всем капризам, то никакого позитивного развития психики не будет.

  3. Никакой агрессии. Агрессивное поведение со стороны родителей очень сильно вредит психике ребенка. У детей с ДЦП в таком случае наблюдаются аномальные психические реакции, страхи и аффективное поведение.
  4. Обучение необходимо. Не думайте, что ребенок неспособен учиться. Многие детишки с ДЦП выросли и получили профессию. Без учебной деятельности не будет личностного и интеллектуального развития, а это значит, что ребенку будет становиться только хуже.
  5. Общение с другими детьми очень важно. Как и здоровые дети, дети с ДЦП способны общаться и стремятся к этому Они должны общаться, дружить, пытаться играть. Для более старших детей дружба будет иметь большое значение.

Особенности поведения ребенка с ДЦП

Характер и поведение такого малыша часто зависят от перемен настроения. Тут родителям нужно выбрать тактику своего поведения. ДЦП практически всегда ведет к личностным изменениям. Дети с ДЦП капризные, они требуют, думают только о своих желаниях. Чувства, возможности другого человека для них не имеют значения. Такое поведение начинается не само по себе, а из-за того, что родители, учителя, медсестры часто жалеют таких малышей. Как следствие, с детства они привыкли получать желаемое, стоит только заплакать.

У здорового

Особенности развития детей с дцп: варианты организации обучения и занятий

ребенка такое поведение тоже присутствует, однако с возрастом у здорового ребенка это поведение корректируется при должном отношении родителей. А у малышей с ДЦП оно остается и становится привычным методом достижения цели. Кроме того, часто проявляется агрессия по отношению к другим, здоровым детям. Родителям необходимо контролировать эти проявления.

Если носоглотка повреждена, появляются проблема с речью. Дети начинают говорить только после 1 года, и это лишь простые звуки, крики, а до этого возраста может быть только плач. Родителей не должно это смущать: таково развитие при наличии данного заболевания. Активно общайтесь с ребенком, разговаривайте, читайте. Только тогда у него будет нормальный стимул говорить.

Необходимость обучения

Если интеллект сохранен или снижен незначительно, ребенка обязательно нужно учить. Дети в таком состоянии часто страдают от того, что родители ставят на них крест. Ребенок с ДЦП вполне может закончить школу и получить профессию. Сегодня многие из них работают на дому, используя компьютер. Обучая малыша, вы даете ему возможность стать полноценным членом общества.

Если интеллект сохранен на должном уровне, малыш все понимает: и свою болезнь, и отношение других людей к нему. К сожалению, многие дети жестоки к своим сверстникам с подобным заболеванием.

Особенности развития детей с дцп: варианты организации обучения и занятий

Именно поэтому учеба в обычной школе может стать проблемой. Существует несколько вариантов:

  • надомное обучение;
  • специализированные школы;
  • интернат для детей с ДЦП.

В процессе обучения малыш общается с преподавателями и другими детьми. Это позволяет избежать депривации, снижения интеллекта. Поведение становится более стабильным, реже проявляются капризы, эгоистичное отношение к окружающим.

Учимся дома

Надомное обучение, конечно, проще для ребенка: так для его комфортного развития создаются все условия. Дома всегда можно сделать перерыв, отдохнуть. Тут о нем заботятся родители, сиделка или медсестра. Учителя посещают его в определенные часы, а все остальное время он дома. С точки зрения многих родителей это удачный вариант. Конечно, есть и минусы.

  1. Минимум общения со сверстниками. Общаясь, дети учатся друг у друга. Это стимулирует развитие логики, мышления. Малыш нуждается в играх, даже если у него диагноз ДЦП. А при надомном обучении большей части обычного детства он лишен, ведь из тех, с кем можн

    Особенности развития детей с дцп: варианты организации обучения и занятий

    о пообщаться, рядом только взрослые.

  2. Минимизация ответственности. В школе или другом учебном заведении для детей с ДЦП существует определенная ответственность: ребенку необходимо самостоятельно принимать решения и действовать. Это благотворно влияет на развитие психики, воли, эмоций. Рядом с родителями это не всегда получается, ведь малышу дается все, чего он хочет. Отсюда капризы, истерики, которые свойственны детям и подросткам с ДЦП.
  3. Нерегулярность учебного процесса. В школе есть четкий план занятий, расписание, уроки, а дома ситуация гораздо более гибкая. Для одних детей это, действительно, то, что нужно. Родители уже сами знают, когда крохе проще сконцентрироваться, заняться уроками, а когда нужно дать ему отдохнуть. Для его эмоционального и волевого развития это проблема, ведь учебный процесс становится подвержен настроению.

Выбор остается за родителями. Домашнее обучение вполне может пойти на пользу для развития малыша, главное — правильно его организовать.

Специализированные учебные заведения

Специальные учебные заведения для детей с ДЦП делятся на два типа.

  1. Специальные школы. Работают так же, как обычные: вы приводите малыша утром и забираете после окончания уроков. В такой школе есть медсестры и нянечки, несколько преподавателей. Каждому малышу нужно особенное внимание, с ними нужно заниматься, поэтому обычно формируются группы по 5-7 человек. Так можно достичь наилучшего результата.
  2. Школа интернатного типа. Здесь ребенок проводит 6-7 дней в неделю, остается на ночь. С одной стороны, это хорошее решение для родителей со сложной финансовой ситуацией, когда все работают и нет возможности маме или другому родственнику оставаться дома с малышом. В интернате много сотрудников, в том числе врачи. Здесь проводится массаж, есть возможность посещать терапию. С другой стороны, интернат есть интернат. Для маленького ребенка его обстановка может быть травмирующей.

Главное – помочь малышам с ДЦП учиться. Если интеллект ребенка сильно снижен, то в специальной школе его будут обучать простейшим вещам. Особенное внимание уделяется уходу за собой. Как умываться, пользоваться туалетом, переодеваться или помогать маме переодевать себя – как минимум этому вашего малыша точно научат.

Источник

Понравилась статья, поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code