Неуспевающий ученик в школе, или как избавиться от двоек

Почти каждому из взрослых знакома эта проблема — двойка по школьному предмету: ведь все мы родом из детства. Для кого-то она была частым спутником школьной жизни, для некоторых — редким явлением. Но неприятные впечатления остались надолго. Как поступить при получении неудовлетворительной оценки?

Отношение к двойке

Двойка за письменную работу или устный ответ — это не повод для расстройства и слез. Все поправимо: оценку при желании всегда можно исправить. При трудоустройстве никогда не интересуются, получал ли соискатель неуды по контрольным работам.  В профессиональной деятельности главное — не оценки, а знания и навыки, что должен усвоить обучающийся в школе.

Неуспевающий ученик в школе, или как избавиться от двоек

Но и безразличие в данном вопросе неуместно как к успеваемости вообще, так и предмету в отдельности. Успех школьной учебы — это база построения дальнейшей судьбы индивидуума. Когда дочь или сын со школьной скамьи не отличается трудолюбием, старанием и умением делать упор на учебу либо забавы, то самостоятельная жизнь уготовит немало трудностей. Человек выстраивает себя в течение жизненного пути, начало — детские годы. Качества, закрепленные в человеческом сознании с детства, сработают в дальнейшем. Потому важно не запускать учебу и не верить в ненадобность полученных в школе знаний.

Причины хронической неуспеваемости

Данная проблема беспокоит как преподавателей,  так и родителей неуспевающих учащихся. Разница ощущается между случайной двойкой и регулярностью их получения. Почему у некоторых детям приходится прилагать титанические усилия, чтобы решить простую задачу по математике или вставить пропущенные буквы в упражнении по русскому языку.

Поведение учащегося — не главный фактор в успешности обучения:  бывает, что послушный, спокойный ребенок, который внимательно слушает на уроке учителя, с трудом воспринимает материал. А непослушный и задиристый мальчик с легкостью справляется с поурочными заданиями, получая четверки или пятерки.

К первопричинам неуспеваемости относят:

  1. Нет предрасположенности и интереса к предмету. Как правило, происходит четкое деление детей на 2 группы — физиков и лириков. У первой группы зачастую двойки по гуманитарным предметам: языкам, истории, литературе. У второй группы — по математике, химии, физике, информатике. Если старательно корпеть над учебниками, достигают определенного результата. Однако талантливый программист не станет сочинять поэмы, а будущий поэт гениально решать задачи. Ребенок, что отличается знаниями в определенной области, старается избегать плохих оценок по иным предметам.
  2. Запущенность. Она возникает из-за пропусков занятий по болезни, иногда по вине ребенка (от ничего неделанья на уроке). В домашних условиях отсутствует возможность наверстать вызывающий затруднения материал. Чтобы разрешить ситуацию, обращаются к репетитору или занимаются дополнительно с учителем после уроков. Ликвидация пробелов позволит ученику справляться с программой и забыть о неудовлетворительных оценках.
  3. Тяжелая семейная обстановка. Иногда конфликты в семье между родителями или столкновение с дочерью/сыном сказываются не лучшим образом на учебе, отсутствии настроения и времени на подготовку домашних заданий. Дети, которых тяготят проблемы личного плана либо в семье, испытывают тоску и одиночество, а также безразличие и самоустранение от любой деятельности.
  4. Конфликт с учителем. может вызвать как любовь к предмету, так и ненависть. От отношений ребенка и преподавателя зависит очень многое. Учитель не всегда объективно ставит оценки, а ребенок даже при хороших знаниях может бояться отвечать ему урок. Если выяснится, что на оценки влияют не только знания, но и отношения с учителем, родители должны чаще встречаться с преподавателем, показывая, что они знают, что происходит, и готовы отстаивать права ребенка. Не надо позволять учителю диктовать свою волю, надо постараться установить отношения сотрудничества — ради ребенка. Бывают случаи явной несовместимости учителя и ученика. Если такая ситуация сложилась в младшей школе, ребенка лучше перевести в другой класс.

Слабый учащийся перестанет обращать  внимание на учебу и что-либо делать. Более подготовленный ученик станет нервничать из-за отсутствия возможности полноценной подготовки к занятиям, регулярной проверки и перепроверки знаний, зависания из-за лишнего нервного напряжения и чувства нестабильности в том же самом вопросе, и как результат — вновь не самая лучшая отметка.

В этой ситуации выручит доверительная беседа, усилия наладить общение с ребенком, поддержать, ободрить. Порой уместен визит к семейному психологу.

Неуспевающий ученик в школе, или как избавиться от двоек

Однако основная причина хронической неуспеваемости — рассеянность внимания. Это явление возникает не как результат упрямства и своеволия, а является наследственной особенностью детской физиологии. Ребенку трудно сосредоточиться над выполнением домашней работы. Чтение, письмо, ответы на вопросы, суждения отличаются вялостью и медлительностью. Ребенок засыпает над уроками, домашнее задание приходится заканчивать родителям.

Во время уроков рассеянные дети не успевают писать под диктовку учителя, запоздало вникают в суть задачи, зачастую охотно переключаются на не относящиеся к учебному процессу дела – в итоге  не понимают и не усваивают новое на уроке.

Как научить ребенка учиться

Начальные классы

6-7-летние дети быстро утомляются и нуждаются в отдыхе как минимум 1.5 часа: поиграть или поспать. В младшем школьном возрасте творчество и инициативу ребенка развивает игра. К тому же играть с соблюдением правил говорит о готовности к обучению в школе.

Важно обустройство рабочего места школьника, разместить канцелярские принадлежности. В дальнейшем эта привычка поспособствует выработке позитивного отношения к школе, одноклассникам, учителю.

Неуспевающий ученик в школе, или как избавиться от двоек

Требуется добиться от учащимся 1-4 классов соблюдения правила чистого рабочего стола, на котором находятся только тетрадь, учебное пособие, дневник и канцелярские принадлежности. Наблюдая за ребенком, делают акцент на мелочах. Не забывают похвалить, если малыш поместил закладку в книгу: «Молодец, что поместил закладку. Не нужно тратить зря время на поиски!»

В этом возрасте не переусердствуют развивать воображение. Главное — научить учиться. Усвоение правил, подчинение логике и принятие задачи преподавателя — уже умница.

Средние классы — поощрение исследования

Часто в 5 классе наблюдается снижение мотивации к обучению. Отметки в дневнике снижаются, а количество замечаний повышается. Возможно причина кроется в неумении учиться и мыслить по-другому. Если в начальных классах достаточно желать учиться и опираться на механическую память, чтобы быть хорошим учащимся, то при переходе на следующую ступень требования возрастают. Это касается объема изучаемого материала и приемов работы над ним.

Дети должны уяснить: ежедневное выполнение домашнего задания — прямая обязанность. Родителям не следует стремится выполнять письменные упражнения и решать задачки вместо ребенка. Папа или мама — это проводник в организации образовательного процесса. Для детей полезно рассказать о прочитанном и поделиться своими впечатлениями, составить опорные схемы, чтобы воспроизвести прочитанный параграф.

Принесет пользу начало домашней работы с предметов, что интересуют ребенка: меньшие траты времени на их выполнение, быстрый результат работы.

Неуспевающий ученик в школе, или как избавиться от двоек

Зарубежные педагоги советуют составить график работы для подростков согласно темперамента. Перед погружением в домашнюю работу флегматику требуется отдых. Для холерика ценится своевременное переключение на другой предмет. Главное для сангвиника — заставить сесть за уроки, чтобы отвлечь от иных дел. А меланхолика нужно простимулировать, пообещав посещение всей семьей кафе на уикенд или парка развлечений за прилежание. По мнению наших ученых, отличительные особенности темперамента нельзя не учитывать, однако  их не ставят превыше всего.

Когда не знаете, как ответить на вопрос сына или дочери, психологи не советуют звонить знакомым, учителям, самому заниматься поисками в интернете. Позвольте ученику найти ответ самостоятельно. Зачастую брошенное под горячую руку резкое высказывание в адрес школы и программы по учебным предметам снижает стимул к обучению.

Контролировать домашние задания потребуется разумно. При нахождении ошибок указывают школьнику, где она примерно допущена. Ценно ее самостоятельное исправление, будьте уверены: ее повторения не последует.

Развитие мотивации происходит в двух направлениях: сверху вниз, а также снизу вверх. Для первого явления характерны престиж и ценность учебы для индивидуума. Во втором случае стараются поддерживать удовлетворение и интерес к учебе. И понемногу изменяется отношение к учению. В младшем школьном возрасте большую значимость приобретает для ребенка тактика «снизу вверх».

Старшие классы — пора диалога

Старшеклассники иногда не готовятся к урокам. Они не волнуются из-за замечаний, считая, что знание предмета не понадобится при поступлении в высшее учебное заведение. Со старшими классами связывают многочисленные стрессы относительно ближайшего будущего. Чтобы получить высокие отметки, назидания, крики, проповеди неуместны и бессильны.

В старшем школьном возрасте  у тинейджеров развито абстрактное мышление, что связано с мироощущением. Актуально для школьников дискутировать, критически размышлять.

Для юношества типично желание вступить в дискуссию и доказать свою правоту. Для родителей немаловажно быть в курсе увлечений ребенка.

Родители способны заинтересовать дисциплинами, что игнорируют дети. Вступление в полемику, приведение контраргументов обозначит родительскую позицию.

Советы психолога

Неуспевающий ученик в школе, или как избавиться от двоек

Чтобы избавиться от двоек, придерживаются следующих рекомендаций:

  1. Всегда проверять у ребенка подготовку к занятиям, поправляйте и направлять его, вселять уверенность.
  2. Не настаивать на ошеломляющих достижениях.
  3. Соседский ребенок — не лучший пример для подражания. Появятся лишние переживания, что подобных результатов в учебе не добиться.
  4. Уметь подмечать маленькие успехи детей и обязательно хвалите.
  5. Научить ребенка ставить перед собой цели и непременно их добиваться, не отступая перед препятствиями.

Особые высоты — порой не удел отличников. В кругу успешных людей встречают тех, кто отлично учился и кто не отличался особым рвением в учебе — бывших двоечников.  Многое обуславливается такими факторами, как:

  • удача;
  • старание;
  • ответственность;
  • деловитость.

Главное — верить в себя, а в этом поможет семья.

Любовь к детям не зависит от школьных отметок, оказывает помощь в преодолении сложностей. Пусть не пропадут даром усилия, отразятся на благополучии ребенка в будущем.

Понравилась статья, поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code