Нарушение речи у детей

Нарушение речи у детей

Родители вместе с детьми переживают множество важным и волнительных моментов. Среди них первый вздох, первый плач, первый шаг и, конечно, первое слово.

О том, чтобы малыш как можно скорее заговорил мечтаю все мамочки и папочки без исключения, а когда это случается чувствуют себя самыми счастливыми.

Но эйфория от услышанных букв проходит быстро, и родители начинают задумываться над правильностью речи. Ведь очень важно с самого начала научить малыша говорить четко и ясно, чтобы в будущем не пришлось из-за этого страдать и посещать логопеда.

Когда стоит беспокоиться?

Речь –это сложная высшая психическая функция, которая складывается из двух составляющих:

  • восприятие звуков речи,
  • воспроизведение звуков, словосочетаний, фраз и предложений

За первую составляющую несет ответственность центр Вернике, располагающийся в слуховой коре височной доли. За вторую — речедвигательную функцию, отвечает центр Брока, расположенный в нижних отделах лобной доли, в близи от проекции в коре мускулатуры, которая также участвует в формировании речи. Следует отметить, что оба этих речевых центра у правшей находятся в левом полушарии головного мозга, в то время, а у левшей – в правом, соответственно.

Конечно, по первым произнесенными звукам сложно понять будет ли ребенок говорить правильно, поэтому следует набраться терпения. Специалисты утверждают, что говорить о нарушениях речи можно не ранее, чем через 5 лет после рождения ребенка. До этого возраста происходит становление, поэтому проглатывание или нечеткое произношение каких-либо букв считается нормальным на этом этапе развития.

Если малышу уже около шести лет, и он по-прежнему не называет всех букв необходимо отправиться вместе с ним на прием к логопеду, чтобы тот определил причины нарушения. Иногда требуется дополнительная консультация невролога или ЛОР-врача.

Причины нарушения речи у ребенка

Нарушение речи у детей

Нарушения имеют различный характер. Так при наиболее сложных ситуациях страдает как произношение, так и возможность различать звуки на слух. В результате этого появляются трудности с правильной формулировкой мыслей, ограничен словарный запас (активный и пассивный). Важно вовремя идентифицировать отклонения от нормы и приступить к их устранению, иначе рискуете развить в ребенке комплексы, которые будут мешать не только нормальному общению с окружающими, но и раскрытию собственного потенциала и возможностей.

Основные причины нарушения речи:

  • Повреждение речевой зоны, которая расположена на макушке. Такое может случиться во время родов.

  • Врожденные или приобретенные дефекты, имеющие место в строении речевых органов. К таким моментам относят: короткую уздечку языка, расщелину верхнего неба («волчью пасть»), неправильный прикус.
  • Недостаточная подвижность губ и языка тоже может стать причиной появления проблем с речью.

  • Важно, чтобы ребенок рос в благоприятной психологической обстановке, так как задержка психического развития влияет на разговорные навыки.

  • То, как разговаривают домочадцы имеет большое влияние на малыша, так как неграмотность в семье относится к основным причинам нарушения речи у детей.
  • Испуг или серьезная психологическая травма могут спровоцировать заикание.

Характеристика нарушений

Нарушения речи классифицируются согласно степени тяжести. Есть те, с которыми ребенок может вести нормальную жизнь и обучаться в нормальной школе, и те, что потребуют специального подхода (алалия, дизартрия, заикание в серьезной форме) и повышенного внимания.

Алалия характеризуется полным или частичным отсутствием речи, в то время, как физический слух остается хорошим.

Алалия бывает:

  • сенсорная,
  • моторная

Для первого типа характерно недоразвитие или поражение речевых областей головного мозга. Ребенку сложно понять, что говорят другие люди, то есть, он слышит какие-то звуки, но распознать, что именно произносят оппоненты не может. Это явление схоже с тем, как мы вслушиваемся в речь иностранцев.

При моторной алалии малыш не в состоянии овладеть самим языком, то есть изучить звуки, слова, грамматику.

Нарушение речи у детей

Дизартрия является отклонением, возникающим в результате поражения нервной системы. При таком диагнозе страдает произношение лишь отдельных звуков, речь же в большинстве своем остается нетронутой. Правда говорит малыш нескладно, нечетко, ритм или слишком быстрый, или наоборот – замедленный.

При таком диагнозе важно обратить внимание на режим питания малыша. Они часто отказываются от жесткой пищи (мясо, хлебные корочки, морковь, яблоки), намекая родителям, что хотели бы съесть что-либо более мягкое. Ни в коем случае нельзя идти на уступки постоянно, так как отказ от твердой пищи только усугубляет положение, и происходит развития движений артикуляционного аппарата.

Дислалия или косноязычие представляет собой нарушения произношения различных звуков.

К видам косноязычия относят:

  • ротацизм — неправильное произнесение звука «р»,
  • ламбдаизм – неправильное произношение звука «л»,
  • сигмаизм характеризуется неверным произношением свистящих и шипящих звуков («с», «з», «ц», «ш», «ж», «г», «щ»),
  • тетизм представляет собой проблемы с произношением всех согласных и звукосочетаний. Исключение составляет «т».

Часто встречается заикание у детей. Для этой проблемы характерно нарушение темпа, ритма и плавности произношения звуков. Все это вызывается судорогами и спазмами, возникающими в различных областях речевого аппарата. В такие моменты у крохи происходят остановки, которые являются вынужденными или же случается повторение некоторых звуков, слогов.

Заикание, как правило, появляется у детей от 2 до 5 лет, поэтому при появлении первых же признаков этой проблемы (внезапное замолкание малыша, отказ что-либо говорить, который длится несколько дней) важно обратиться за помощью, так как если ребенку не будет оказана своевременная помощь, по выходу из такого состояния, возможно развитие дисграфии (косноязычие в письме).

Совет:

Специалисты утверждают, что хорошим методом для обучения малыша правильному мышлению о действии является проговаривание вслух всех операций при написании буквы в нужной последовательности.

Лечение

Если происходит своевременная диагностика и помощь соответствующих специалистов поступает вовремя, ребенок довольно быстро сможет справиться с появившейся проблемой. Некоторые нарушения речи исчезают сами, по мере взросления.

Малыши с нарушениями, носящими более сложный характер нуждаются в обязательно помощи логопеда. Их, как правило, определяют специальные речевые группы логопедических детских садов.

И помните, что чем раньше вы обратитесь к логопеду, тем больше шансов на полное устранение нарушения.

Источник

Понравилась статья, поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code