Как развить творческое начало у ребенка

Как развить творческое начало у ребенка

Все родители хотят, чтобы их ребенок был одарен, развит и креативен. Ракель Дорли, преподаватель искусства и художественного творчества для детей и взрослых, в своей книге «Творческая мастерская» рассказывает о правилах, которые помогут раскрыть способности малыша по максимуму.


1. СОЗДАЙТЕ ПРОСТРАНСТВО ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА

Творческое пространство должно удовлетворять потребности ваши и вашего ребенка. Что вам нравится делать — петь, танцевать, рисовать, разыгрывать сценки? Важно позаботиться о себе. Когда ребенок видит, что окружающие его взрослые заняты творчеством, он тоже к нему тянется и сам регулярно занимается.


2. ОБЕСПЕЧЬТЕ ДЕТЯМ ДОСТУП К МАТЕРИАЛАМ

В творческом пространстве все должно быть удобным для использования. Разложите все по контейнерам и полкам так, чтобы ребенку было удобно и легко доставать и использовать материалы и инструменты. Можно устроить «шведский стол» — составьте на него корзинки и разложите в них принадлежности для творчества, разную мелочевку и всевозможные материалы для повторного использования. Дети смогут в любой момент взять то, что им нужно, или положить что-то свое. Они смогут создавать прекрасные абстрактные композиции без посторонней помощи.


3. ПРИГЛАШАЙТЕ К ЗАНЯТИЯМ

Оборудовав пространство для самостоятельной работы, мы даем ребенку прекрасную возможность в любой момент превращаться в исследователя. Когда дети входят в помещение детского сада при Стэнфордском университете, их глазам открывается множество интересных штук, или приманок, которые так и зовут играть и творить: стол с горками глины, стол-аквариум с резиновыми рыбками и сачками, ящик с песком «для раскопок» и рядом с ним — лопатки и шланг с водой, чтобы делать реки. Все это немедленно вызывает у детей жгучий интерес; не проходит и нескольких минут, как они с головой уходят в мир новых возможностей.

Приглашение к творчеству — это, попросту говоря, сочетание материалов и контекста, который интригует ребенка и манит его поиграть. Но оно не должно быть чем-то надуманным и сложным. Можно просто переставить мольберт из одной комнаты в другую или налить в тазик воды и поставить рядом миску с пластиковыми яйцами и ложками. Иногда приглашение должно сопровождаться пояснениями, но часто они оказываются не нужны.


4. СОЧЕТАЙТЕ ЗНАКОМЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО-НОВОМУ

Это подтолкнет малыша к тому, чтобы придумать им новое применение. Если обычно ваш ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге, приколите бумагу к крышке стола снизу, поставьте коробку с мелками на пол, положите под стол несколько подушек и предложите юному «пикассо» порисовать лежа на спине.


5. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ

Чтобы поддержать творческое начало в ребенке, полезно говорить с ним о том, что его интересует, и задавать побольше вопросов. Например, малыш заявляет: «Мне нравится эта коробка». Можно попросить его объяснить: «Что именно в ней тебе нравится?», «Как еще ее можно использовать?». Такие вопросы побуждают его задуматься и поделиться своими идеями.

Наблюдайте за тем, что и как именно делает ваше чадо. Задавайте ему вопросы, которые начинаются со слов: «Я увидел, что ты…». Например: «Я заметил, что ты склеиваешь зубочистки скотчем…». Услышав ваш комментарий, ребенок поймет, что вы видите, чем он занят, а вы сможете познакомить его с новыми понятиями и концепциями. Вопросы могут начинаться со слов: «Что ты знаешь о…». Например: «Что ты знаешь о деревьях?» или «Расскажи, что это за синий овал в центре листа?»


6. ПООЩРЯЙТЕ ВОПРОСЫ

В жизни огромную роль играет умение мотивировать себя. Лучшее, что могут сделать для ребенка родители, — это создать для него такое творческое и психологическое пространство, где он сможет без страха задавать вопросы и искать на них ответы. Да, у нас, у взрослых, есть знания обо всем на свете. Но позволить малышу самому задавать вопросы — значит направлять его на путь к собственным открытиям.


7. ВОСПРИНИМАЙТЕ ОШИБКИ ЛЕГКО

В творчестве нужно избегать вины за собственное несовершенство. Ошибка — это не факт поражения, а возможность для роста. Кэрол Дуэк, профессор психологии из Стэнфорда отмечает, что творческое мышление чаще наблюдается у тех детей, которые воспринимают провалы как преодолимые препятствия. Чтобы помочь ребенку справиться с разочарованием, спросите его: «Что можно сделать по-другому в следующий раз?»


8. ПОЛЮБИТЕ ТВОРЧЕСКИЙ БЕСПОРЯДОК

Собственно, зачастую нас пугает не беспорядок как таковой. Страшно подумать, сколько времени придется возиться с уборкой потом, когда все самое интересное закончится. А уж если прольется клей с блестками… Относитесь к бардаку легко и придумайте, как сделать уборку веселой и творческой. Например, убираясь, пойте вместе с ребенком песню. Или прибирайтесь как роботы, или как муравьи. Бардак приходит и уходит, а творческое мышление остается навсегда.


9. НЕ МЕШАЙТЕ РЕБЕНКУ ПРЕБЫВАТЬ В ПОТОКЕ

Знаете китайскую пословицу: «Учитель открывает дверь, но войти в нее каждый должен самостоятельно»? Давайте откроем нашим детям двери к самым потрясающим вещам, а потом отойдем в сторонку и понаблюдаем, с каким энтузиазмом они бросятся в процесс познания, практически не нуждаясь при этом ни в подсказках, ни во вмешательстве с нашей стороны. Если ребенок с головой ушел в свое занятие, заставьте себя отойти и не мешать — пусть дело идет своим чередом. Не приставайте с вопросами: «А что ты рисуешь? А почему это такого размера?»

Если малыш чувствует, что за ним постоянно наблюдают, он может реже проявлять инициативу и тем самым глушить в себе творческое начало. Поощряйте независимость, и вы увидите, что воображение вашего ребенка заработает в полную силу. А вы тем временем налейте себе чашечку чаю и насладитесь минуткой покоя!

О том, как провести 55 мастер-классов для своих маленьких гениев и исследователей окружающего мира, читайте в книге «Творческая мастерская».

Источник

Понравилась статья, поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code