Артикулярно-акустическая дисграфия: методы ее коррекции

Это форма нарушения письменной речи, возникающая из-за отклонений в развитии устной речи. Если ребенок не может усвоить написание отдельных звуков, слов и предложений, то данное явление называют агрофией. Чтобы с этим бороться и подготовить его к процессу письма, существует система занятий по развитию речи.

Артикулярно-акустическая дисграфия: методы ее коррекции

Что такое дисграфия

Частичные нарушения при написании именуют дисграфией. Это достаточно сложный и многуровневый процесс, представляющий собой своеобразное нарушение в процессе выполнения письма. В нем обычно принимают участие несколько анализаторов: речеслуховой, зрительный, общедвигательный, речедвигательный. С ним плотно связана устная речь ребенка.

Одним из самых сложных в этом является проведение анализа звуковой структуры слова. Ведь написать правильно любое из них можно только при определении его на слух, последовательности всех звуков. Такой анализ позволяет осуществлять совместную речеслуховую и речедвигательную функции. В данном процессе помогает и играет значительную роль выявление последовательности разных звуков в словах, их проговаривание. Оно, в свою очередь, может быть громким, внутренним (про себя) или шепотом. Именно это и помогает ребенку на начальных этапах письма. Оно позволяет определять характер звуков, их отличие от похожих друг на друга, последовательность в каждом слове.

Другой, очень важной методикой в борьбе с отклонениями в речи и письме является соотнесение фонемы в слове со зрительным образом самой буквы. При этом она должна быть отлична от остальных, имеющих похожую графику. Для того, чтобы этот процесс ребенком усваивался, необходим определенный уровень сформированности анализа зрительного,  синтеза и пространственного мышления.

Артикулярно-акустическая дисграфия: методы ее коррекции

Необходимо уделять внимание развитию моторной операции в написании малышом букв и слов. Здесь имеется в виду воспроизведение разных словосочетаний, звуков при помощи движений руки. При этом одновременно должен выполняться кинестетический контроль. В процессе его выполнения он дополняется зрительным наблюдением и чтением того, что получилось.

Письменный процесс происходит в результате взаимодействия речевых функций и неречевых. Это могут быть слуховая дифференциация  звуков, зрительный анализ, достаточная сформированность лексико-грамматической части речи, языковой анализ, правильное произношение и пространственное мышление.

Данное нарушение у ребенка связано со звуковыми заменами в устной речи, которые впоследствии отражаются при написании этих же слов. Сами ошибки при акустической и артикулярно-акустической дисграфии схожи. Но при втором варианте в устной речи присутствуют одинаковые замены звуков, а в первом случае такого не наблюдается обычно.

Если с самого раннего детства не научить малыша правильно выговаривать различные звуки в словах, то впоследствии это приведет к развитию артикулярно-акустической дисграфии. Таких детей еще называют костноязычными в письме.

В качестве примера можно привести следующее: ребенок вместо слова «шарф», говорит «сарф». Что самое печальное — малыш и писать в дальнейшем будет именно таким образом, то есть неправильно. Это усиливает и неправильное их проговаривание при написании, потому что малыш произносит их неверно и так же надиктовывает при написании. Однако, если развита хорошо зрительная память, то таких ошибок может не быть на письме. Случаем пережитого костноязычия является неверное написание при овладении звукопроизношением.

Артикулярно-акустическая дисграфия: методы ее коррекции

Обычно такие нарушения могут проявляться в смешениях, замене и пропуске букв, что соответствует отсутствию данных звуков в написанных словах. Такое явление присуще детям с полиформным нарушением звукопроизношения, сенсорной дислалией и ринолалией.

С такими дефектами необходимо работать с логопедом, перед которым стоит задача вовремя выявить и предупредить нарушения в речи и письме. Насторожить должно, прежде всего, неправильное произношение любых звуков. Обычно сигналом для обращения за помощью являются: пропуск букв и слогов, перестановка, добавление лишних букв, искажение графического образа, ошибочное написание главной в ударном слоге и стойкие ошибки, которые не исправляются при обучении. В данной ситуации требуется проведение коррекции.

Виды дисграфии у ребенка

В зависимости от характера ошибок, дисграфию делят на несколько видов:

— Артикулярно-акустическая, которая, проявляется неправильным произношением и таким же написанием. Для устранения ее необходимо работать над правильным произношением звуков.

— Акустическая. Здесь произношение верное, но происходит путаница глухих и звонких согласных, а также шипящих.

— Оптическая. Возникает затруднение в написании и различии букв, добавление лишних элементов, зеркальное написание слов.

— Дисграфия, связанная с проблемами языкового анализа и синтеза. В данном случае возможны: пропуск слов, перестановка букв, слитное написание разных слов, путаница предлогов и приставок.

— Аграмматическая. Эта форма обычно определяется после второго класса и требует знаний правил написания слов, то есть проблема со склонением и падежами. Характерно для двуязычных семей.

Причины развития артикулярно-акустической дисграфии

Чаще всего на практике встречаются смешанные формы заболевания. Причины таких нарушений могут быть обусловлены родовыми травмами, генетикой, инфекцией, нарушением в работе головного мозга.

Артикулярно-акустическая дисграфия: методы ее коррекции

Методы исправления артикулярно-акустической дисграфии

Помочь ребенку можно путем проведения работы над четкой слуховой дифференциацией звуков, которые плохо выговариваются и различаются на слух.  Проводить это надо до тех пор, пока малыш не научится правильно их воспринимать. Это может занимать месяцы и годы, но при усердном соблюдении рекомендаций врачей результат можно получить положительный.

Кроме того, в мероприятия по борьбе с такими дефектами входят различные письменные упражнения по подбору пропущенных букв, выкладывание картинок с этими буквами. Если ребенок не различает в словах мягкие согласные, то можно проводить упражнения по прочтению слова и его написанию в уменьшительно-ласкательном значении, написание слов в единственном числе и множественном.

Очень важно такому ребенку, помимо проведения коррекционных занятий, оказывать еще и психологическую поддержку, потому как он чувствует свою проблему и старается пропускать уроки и мало общается с одноклассниками, чтобы не быть объектом издевок. Вот почему ему надо показать заинтересованность в успехе.

Видео по теме статьи

Источник

Понравилась статья, поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code