Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

Когда маленький ребенок, пытаясь что-то сказать родителям, забавно коверкает звуки, это вызывает улыбку умиления у всех. Но, время идет, малыш подрастает и все так же продолжает не выговаривать слова. И теперь уже родителям не до улыбок. Возникает проблема, которую необходимо решать.

Формирование правильного произношения обычно заканчивается к пяти годам, но, к сожалению, иногда этот процесс затягивается. Это только кажется, что произносить звуки очень просто. На самом деле этот процесс сложен. Он затрагивает многие органы: губы, язык, мягкое небо и нижнюю челюсть. Причем все они обязательно должны работать сообща. Подвижность этих органов у ребенка развивается долго и постепенно.

Очень многие родители не могут на слух определить проблему с артикуляцией, а некоторые считают, что она решится сама по себе со временем. Это неверно. Неправильное произношение – это не насморк и само не пройдет.

Ребенку сможет помочь только артикуляционная гимнастика. Она будет полезна не только в том случае, когда есть проблемы, но даже и тогда когда малыш правильно выговаривает все звуки. В особо сложных случаях не обойтись без помощи логопеда.

Следует отметить, что артикуляционная гимнастика это не физические нагрузки, а упражнения, которые имеют своей целью сделать речевой аппарат подвижным. Упражнения просты и не требуют каких-то специальных навыков. Для каждой возрастной группы можно подобрать свой комплекс занятий.

Упражнения для детей 2-3 лет

Так, артикуляционная гимнастика для детей 2 3 лет может включать в себя следующие упражнения:

  1. Улыбка для мамочки. Пусть малыш покажет свою улыбку и держит ее как можно дольше.
  2. Поцелуй. Обычный ритуал будет очень полезен для артикуляционной тренировки.
  3. Ворота. Ребенок открывает широко рот и держит его в таком положении несколько секунд.
  4. Шарик. Пусть малыш надует щеки. В конце упражнения мама может легонько сжать щечки и «сдуть» их. Звук, который при этом возникает, очень веселит детей. Впоследствии задание можно усложнить. При этом ребенок будет надувать поочередно то одну, то другую щечку. Это не так просто как может казаться на первый взгляд. Поэтому родителям следует запастись терпением.
  5. Домик. Ребенок открывает рот и высовывает язычок, удерживая его в таком положении несколько секунд. Затем язык прячется в «домик». Упражнение повторяется несколько раз.
  6. Крокодильчик. Малыш высовывает кончик языка и слегка покусывает его зубками.
  7. Угадай-ка. Для этого упражнения понадобится холодная и горячая вода, и обычная чайная ложка. Малыш закрывает глаза, а взрослый предлагает определить, в какой воде побывала ложечка в холодной или горячей, дотрагиваясь ею до детских губ. Это упражнение помогает развить чувствительность языка.

Для детей 3-4 лет

Для старшего возраста упражнения немного усложняются. Артикуляционная гимнастика для детей 3 4 лет может содержать следующие занятия:

  1. Часы. Пусть малыш при широко открытом рте дотрагивается кончиком языка то одного, то другого уголка губ. При этом следует смотреть за тем, чтобы нижняя челюсть была совершенно неподвижной.
  2. Парус. Упираясь языком в десну за нижними зубками, ребенок должен сделать из него горку. В таком положении необходимо находиться не менее 5 секунд.
  3. Лопата. Малыш должен постараться положить язычок на нижнюю губу. При этом язык должен быть расслаблен, нижняя губа неподвижна, а рот открыт.
  4. Ветерок. На ладошку ребенка кладется кусочек ваты, который необходимо сдуть. Выдох может быть коротким или длинным, слабым или сильным.
  5. Варенье. Предложите сыну или дочери представить, что его губы измазаны сладким и вкусным вареньем. Пусть он сначала слижет его с верхней губы, а потом с нижней. Упражнение можно повторить несколько раз.
  6. Качели. Язычок следует поднимать вверх, а потом опускать вниз. И так несколько раз.

    Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

    Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

    Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

    Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет

Занятие с ребенком 4-5 лет

Артикуляционная гимнастика для детей 4 5 лет может содержать те же упражнения, что и для младшего возраста. Их легко можно придумывать самостоятельно или пользоваться готовыми наработками. Только в этом случае упор делается на четкость и правильность их выполнения. Если занятия для ребенка не новы, то он привыкает к ним и с удовольствием предлагает заниматься снова и снова.

Упражнения необходимо делать каждый день по 5-10 минут. Регулярность – важное условие успешного результата. Игровая форма занятий позволяет ребенку не уставать и получать настоящее удовольствие. При этом следует следить за качеством выполненных упражнений. И если у ребенка какое-то движение получается плохо, следует отработать его и уже потом добавлять новые.

Гимнастикой нужно заниматься сидя, спина должна быть прямой, а руки и ноги расслабленными. Занятия проводятся только перед зеркалом, чтобы ребенок хорошо видел не только свое лицо, но и мамино.

Некоторая детская напряженность в самом начале занятий вполне естественна. Со временем малыш расслабится, и будет вести себя более непринужденно. Взрослый должен постараться создать положительный эмоциональный настрой, чтобы не отпугнуть маленького ученика и не вызвать у него отрицательных эмоций.

Артикуляционная гимнастика для детей 5 6 лет непосредственно готовит будущих школьников к тому, чтобы успешно усваивать учебный материал. Ведь ребенок, который плохо произносит звуки, ставит себя в неравное положение со сверстниками. Его трудно понять, у него могут появиться комплексы по поводу своей ущербности по сравнению с одноклассниками. Упражнения направлены не только на тренировку и подвижность речевых мышц, но и развитие памяти, автоматизацию полученных навыков.

В этом возрасте на занятиях дошкольник произносит и повторяет много слов и стихотворений. Все они направлены на заучивание того или иного звука. При повторении материала родители должны следить за правильным и четким произношением.

Если же ребенок на протяжении долгого времени так и не научился правильно разговаривать, значит ему необходима обязательная консультация логопеда, который обязательно решит все проблемы и научит его говорить правильно и красиво. Только специалист сможет определить какая именно артикуляционная гимнастика для детей подойдет в том или ином случае.

Источник

Понравилась статья, поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code